Особенности адаптации первокурсников к условиям обучения и проживания в лицее (Рекомендации родителям)


 

Адаптацию в широком смысле трактуют как процесс активного приспособления индивидуума к новым условиям жизнедеятельности.

 Факторы, влияющие на успешность адаптационных процессов, можно разделить на 2 группы:

 Объективные: это учебная программа, социометрические показатели, условия быта и отдыха.

 Субъективные: возрастная группа, состав семьи, мотивация к образованию по военным направлением, степень расхождения реальных и идеальных представлений об обучении, а также психологические особенности: уровень притяжений и самооценка, коммуникативные и общие адаптационные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие специфических личностных детерминант, волевая регуляция.

 Особое место в структуре факторов психологической адаптации занимает мотивация. Какая мотивация поступления в военный лицей: это решение принято самостоятельно или с «подсказкой» родителей; был ли это сознательный выбор либо выбор обусловлен случаем. Также следует учитывать мотивацию в обучении и приобретении новых знаний и навыков.

 Давайте определим, к каким основным новшествам необходимо приспособиться первокурснику.

 

  • Распорядок дня

 Это наиболее сложный, по отзывам воспитанников, момент адаптации. Вчерашние школьники привыкли, что у них достаточно много свободного времени, которым они сами распоряжаются. Редко кто встает в 6:30 утра и начинает свой день с зарядки, отводит 3 часа ежедневно на выполнение домашнего задания и минимум 2 часа на занятия физической подготовкой.

 

  • Воинская дисциплина и служба

 Очень небольшой процент современных подростков знает, что такое дисциплина, подчинение и уважительное отношения к старшим. Еще А.Суворов говорил: «Прежде чем повелевать, научись подчиняться!». Преодолеть себя, подчиниться, выполнить приказ без пререканий и отговорок - для многих новобранцев тоже оказывается сложной задачей.

 

  • Учебная нагрузка

 Требования к знаниям и уровню учебной подготовки в лицее выше, чем в школе. Многие вновь поступившие не привыкли систематически готовиться к урокам и получать большой объем информации.

 

  • Особенности проживания

 Кубрик – это спальное помещение, где проживают от 5 до 12 человек. Нет любимой кровати, подушки и отдельной личной комнаты, где можно закрыться и побыть наедине с самим собой. Быть постоянно на виду, рядом с кем-то – это тоже сложное испытание.

 

  • Взаимоотношения с социальным окружением

 Вновь поступившим необходимо приспосабливаться к требованиям командиров, их личным качествам и особенностям поведения. Необходимо познакомиться с новыми одногруппниками, завоевать авторитет и занять свое место во взводе. Часто, в начале обучения, лицеистам не хватает дружественных связей и поддержки бывших одноклассников.

 

  • Особенности питания

 Рацион в лицее сбалансирован и соответствует возрастным нормам юношей. В основном это каши, мясо, молочные продукты. Небольшое количество сладкого и мучного. Многие первокурсники скучают по домашней маминой кухне, а некоторые и вовсе не привыкли питаться правильно, им не хватает бургеров, пицц, пельменей, чипсов и т.д.

 Если лицеист не смог адаптироваться ко всем вышеперечисленным требованиям, то может проявляться дезадаптация в виде снижения оценок, агрессии, нарушения дисциплины, замкнутости, апатии, раздражительности, тревожности, также могут наблюдаться психосоматические проявления (болезненность, потеря аппетита, бессонница и др.).

 Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации.

 
 

Рекомендации для родителей по адаптации детей в первые недели обучения в военном лицее

 Для того, чтобы облегчить процесс адаптации, родителям очень важно знать и соблюдать несколько рекомендаций:

 1.Звоните ребенку в установленное время. Нежелательно звонить чаще 1 раза в день.

 2.Во время общения с ребенком разговаривайте спокойно (без слез, дрожащего голоса). Дети очень хорошо чувствуют состояние родителей. Если мама или папа (бабушка, дедушка) волнуются, огорчаются, ребенок чувствует, что не все хорошо. Если Вы спокойны, то Ваша уверенность передается ребенку и он чувствует поддержку и понимает, что все идет правильно.

 3. Поддерживайте ребенка, вдохновляйте, подчеркивайте, как гордитесь им, его самостоятельностью и внутренней силой, будьте уверены в том, что Ваш сын с достоинством преодолеет этап вхождения в новый коллектив, новые условия обучения, станет благодаря этому еще мужественнее, сильнее духом, смелее.

 4.Если сын сам хотел поступить в военный лицей, напоминайте ему о его цели, описывайте ее в красках, каким он станет, когда преодолеет небольшие трудности на первом этапе.

 5.Можете передать ему слова авторитетного для него человека, как им гордятся и восхищаются.

 6.Если ребенок говорит, что хочет домой, что не может больше здесь находиться, выясните, что случилось, поддержите его. Чаще всего это тоска по дому, родным, друзьям.

 7.Если Вам ребенок сообщил о конфликте или какой-то проблеме, скажите, что поможете ему справиться с ней. Сообщите командиру взвода о сложившейся ситуации в учебной группе (роте).

 
 

Главное — помните: Вы и Ваш сын приняли решение! Быть ЛИЦЕИСТОМ — это почетно!

 Это одновременно и большая ответственность, путь самосовершенствования, последовательного движения к цели: БЫТЬ целеустремленным, дисциплинированным, физически здоровым и крепким, уверенным в себе, успешным, патриотом, настоящим защитником Родины, гордостью своей страны, получить достойное, престижное образование, развить свои творческие способности. Помогите Вашему сыну на этом пути!