Георгий Тимофеевич Береговой


 

Георгий Тимофеевич Береговой

15.04.1921 – 30.06.1995


1 февраля 2022 года Донецкому лицею-интернату с усиленной военно-физической подготовкой было присвоено имя лётчика-космонавта, генерал-лейтенанта авиации, дважды Героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового.

Георгий Береговой – человек-легенда, человек-подвиг!

Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.

Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928-1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт). За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

После войны Георгий Береговой окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу, после чего продолжил службу в Одесском военном округе на должностях штурмана, начальника воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка.

В 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 году, испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора.

В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов.

26 октября 1968 года космический корабль пилотировал не совсем обычный космонавт – Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны 47-летний Георгий Береговой.

Определяющим для того крайне опасного запуска в почетном перечне регалий и достижений Георгия Тимофеевича были слова заслуженный летчик-испытатель, то есть очень опытный.

Пилотом Береговой был изобретательным.

Его сбивали три раза, но он уходил от смерти. В 23 года стал Героем Советского Союза.

26 октября 1968 года…Удачный старт космического корабля «Союз-3». Выход на околоземную орбиту. Первый виток. Подлет к беспилотному кораблю, с которым надлежит состыковаться… И – неудача. Повторить попытку стыковки оказалось невозможно – топлива осталось только на посадку.

Отчет о полете и возможных недочетах конструкции корабля Г. Береговой составил очень подробный. Береговой, был первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам то, что счел неудачным в конструкции космического корабля. Он не стал оправдываться – он искал причины неудач. Нашел их и, по сути, стал со-конструктором «Союза», который и по сей день считается самым надежным космическим кораблем.

В 1972-1987 гг. - Георгий Береговой - начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974-1989). Вёл большую общественную работу.

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Скончался Георгий Тимофеевич Береговой 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Воинские звания:

  • - сержант (06.1941)
  • - старший сержант (1942)
  • - лейтенант (05.05.1943)
  • - старший лейтенант (10.10.1943)
  • - капитан (14.05.1944)
  • - майор (08.06.1945)
  • - подполковник (15.10.1949)
  • - полковник (02.04.1956)
  • - генерал-майор авиации (30.10.1968)
  • - генерал-лейтенант авиации (14.02.1977)


Сочинения:

  • - Земля – стратосфера – космос. М.: Правда, 1969;
  • - Угол атаки. М.: Молодая гвардия, 1971;
  • - Исследования природной среды с пилотируемых орбитальных станций. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1972 (в соавторстве);
  • - Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1972 (в соавторстве);
  • - Техническое обслуживание и безопасность космических полётов. М., 1973 (с Э.Н. Степановым и Г.П. Шибановым);
  • - Небо начинается на Земле. М.: Молодая гвардия, 1976;
  • - Безопасность космических полётов. М.: Машиностроение, 1977 (с А.А. Тищенко, Г.П. Шибановым и В.И. Ярополовым);
  • - Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978 (с Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломовым и В.А. Пономаренко);
  • - По зову сердца. М.: Изд-во ДОСААФ, 1981;
  • - Космос – землянам. М.: Молодая гвардия, 1981;
  • - Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности. М.: Машиностроение, 1981 (в соавторстве);
  • - О времени и о себе. М.: Правда, 1982;
  • - Космос – землянам. 2-е издание. М.: Молодая гвардия, 1983;
  • - Моделирование систем полуавтоматического управления космических кораблей. М.: машиностроение, 1986 (в соавторстве);
  • - Три высоты. М.: Воениздат, 1986;
  • - Космическая академия. М.: Машиностроение, 1987 (с В.Н. Григоренко, Р.Б. Богдашевским и И.Н. Почкаевым);
  • - Справочник по безопасности космических полётов. М.: Машиностроение, 1989 (в соавторстве).