Государственная итоговая аттестация по биологии


Untitled Document

Билет 1.

  1. Элементарный состав организмов. Классификация химических элементов по их количеству в организме.

  2. Размножение организмов. Виды. Значение.

  3. У кроликов черный волнистый мех доминирует над белым гладким. На кролеферме скрестили дигетерозиготних кроликов с черным волнистым мехом с белыми кроликами с гладким мехом. Укажите, какой процент составят кролики с белым волнистым мехом.

 

 

 

Билет 2

  1. Вирусы, строение и значение в природе и для человека.

  2. Законы Г. Менделя.

  3. В фрагменте молекулы ДНК гуаниловые нуклеотиды составляют 30% от общего количества нуклеотидов. Определите состав всех нуклеотидов в процентах.

 

 

 

Билет 3.

  1. Строение и функции углеводов.

  2. Модификационная изменчивость. Значение.

  3. Скрестили карликовые помидоры с красными плодами с помидорами нормальной высоты и желтыми плодами (красный цвет и нормальный рост - доминантные признаки). В результате получили: 1/4 растений нормальной высоты с красными плодами; 1/4 растений нормальной высоты с желтыми плодами; 1/4 карликовых растений с желтыми плодами; 1/4 карликовых растений с красными плодами. Определите генотипы родительских растений и гибридов.

 

 

Билет 4.

  1. Строение и функции белков.

  2. Мутационная изменчивость. Типы мутаций.

  3. Какая площадь (га) поля может прокормить двух ястребов (масса ястреба - 1,5 кг, 60% от массы тела составляет вода; первичная продуктивность экосистемы - 200 г / м2).

 

 

Билет 5.

  1. Строение и функции ДНК.

  2. Методы и задачи селекции.

  3. Какова вероятность рождения ребенка-альбиноса в семье здоровых родителей, у которых матери страдали альбинизм, при условии, что альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак?

 

 

 

Билет 6.

  1. Общий план строения клетки.

  2. Оплодотворение у разных групп организмов.

  3. В состав белка входит 1000 аминокислот. Какая длина и относительная молекулярная масса гена, кодирующего этот белок? Средняя молекулярная масса нуклеотида равна 345.

 

 

Билет 7.

  1. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз.

  2. Круговорот веществ и потоки энергии в экосистемах.

  3. В результате скрещивания растений земляники с красными и белыми плодами получили растение с розовыми плодами. Какова вероятность появления растений с красными, белыми и розовыми плодами в результате скрещивания гибридов с розовыми плодами между собой?

 

 

Билет 8.

  1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

  2. Популяции, сообщества, экосистемы.

  3. Постройте вариационный ряд для выборки числа колосков в главном колосе пшеницы: 20, 18, 17, 22, 19, 19, 20, 21, 20, 21, 18, 19, 17, 22, 21, 18, 18, 20, 19, 21, 22, 19, 18, 20, 21, 17, 20, 19, 19, 22, 18, 21, 19, 20, 19, 18, 18, 17, 21, 21, 19, 18, 20, 20, 22, 18, 17, 19, 21 19. Определите среднюю величину признака.

 

 

Билет 9.

  1. Пластический обмен. Фотосинтез. Значение.

  2. Эволюционные теории Жана-Батиста Ламарки и Чарльза Дарвина.

  3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек – филин.

 

 

Билет 10.

  1. Энергетический обмен. Этапы. Значение.

  2. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.

  3. Мужчина со II группой крови женился на женщине с III группой крови. От этого брака родилось трое детей: один ребенок с I группой крови, один - с IV и один - с III группы крови. Определите генотипы родителей. Возможно рождения в этой семье ребенка с II группой крови?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План ответов на билеты

Государственной аттестации по биологии.

Билет 1.

  1. Сколько примерно элементов входит в состав живых организмов (около 90). Есть те, которые обязательно присутствуют в клетке и те, что встречаются лишь у некоторых организмов.

В зависимости от количества делятся на макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Указать % содержание каждой группы в клетке. Привести примеры элементов каждой группы. Знать все макроэлементы.

  1. Что такое размножение. Значение этого процесса. Виды размножения (половое и бесполое). Рассказать о типах размножения относящихся к каждому виду.

  2. Задача на дигибридное скрещивание.

 

 

Билет 2.

  1. Вирусы – организмы, не имеющие клеточного строения. Рассказать о строении простых и сложных вирусах. Раскрыть значении вирусов в природе (вызывают болезни у всех организмов от бактерий и до человека; регулируют численность популяций организмов). Вирусные заболевания человека.

  2. Дать определение трех законов Менделя и расписать в виде задач.

  3. При решении задачи необходимо использовать правило Чаргаффа: в молекуле ДНК количество А=Т, а Г=Ц. Количество всех нуклеотидов ( А+Т+Г+Ц =100%)



Билет 3.

  1. Химическая формула углеводов (СН2О)n где n больше или равно 3.
    В зависимости от размера делят на три группы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Коротко охарактеризовать каждую группу, привести примеры наиболее распространенных представителей каждой группы.

  2. Что такое модификационная изменчивость, причины ее появления. Какой характер имеет для организма. Примеры модификационной изменчивости у разных групп организмов.

  3. Задача на дигибридное скрещивание.

 

 

 

Билет 4.

  1. Белки - биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Дать представление об аминокислотах, их строении, количестве аминокислот, входящих в состав белка. Чем разные белки отличаются друг от друга. Назвать функции белков.

  2. Что такое мутации. Какие бывают мутации в зависимости от характера влияния на жизнедеятельность организма; от характера изменений генетического материала.

  3. Задача на правило экологической пирамиды.

 

 

 

Билет 5.

  1. ДНК биополимер, состоящий из мономеров нуклеотидов. Рассказать о строении нуклеотида, указать, сколько цепочек входит в состав молекулы ДНК. Назвать функции ДНК.

  2. Коротко охарактеризовать методы селекции: искусственный отбор (массовый и индивидуальный) и гибридизацию ( внутривидовую – близкородственную и неблизкородственную и межвидовую).

  3. Задача на моногибридное скрещивание.

 

 

 

 

Билет 6.

  1. Эукариотическая клетка снаружи окружена поверхностным аппаратом, который имеет сложное строение. Внутреннее содержимое представлено цитоплазмой и есть ядро. Коротко рассказать о каждом компоненте клетки.

  2. Что такое оплодотворение (наружное, внутреннее). Коротко охарактеризовать каждый вид и привести примеры организмов с данным видом оплодотворения.

  3. При решении задачи необходимо учитывать следующие моменты:

- каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами;
- длинна одного нуклеотида составляет 0,34 нм, а масса 345 Да;
- чтобы вычислить массу гена, необходимо помнить, что молекула ДНК всегда состоит из двух цепочек.

 

 

 

Билет 7.

  1. Дать определение клеточного цикла. Рассказать из каких периодов состоит (деления и интерфазы). Значение интерфазы и коротко, какие бывают типы деления (митоз и мейоз). Их значение.

  2. Экосистема состоит из абиотической и биотической частей. Чем представлена каждая часть? Показать круговорот веществ и потоки энергии в экосистеме с учетом продуцентов, консументов и редуцентов.

  3. Задача на моногибридное скрещивания с промежуточным характером наследования.

 

 

 

Билет 8.

  1. Дать определение обмена веществ, указать из каких процессов состоит. Понятия пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь.

  2. Дать определение популяции, сообщества, экосистемы. Рассказать о связях, возникающих между компонентами в сообществах и экосистемах.

  3. Для построения вариационного ряда необходимо все числа выстроить в порядке возрастания или убывания и затем на основании этого ряда определить среднюю величину признака.

 

 

 

Билет 9.

  1. Дать определение пластического обмена. Объяснить, почему фотосинтез относится к пластическому обмену. Дать определение фотосинтеза, назвать и коротко охарактеризовать фазы фотосинтеза. Раскрыть значение этого процесса для биосферы.

  2. Рассказать об основных положениях эволюционных гипотез Ж-Б Ламарка и Ч. Дарвина.

  3. Задача на правило экологической пирамиды.

 

 

 

Билет 10.

  1. Сказать, что такое энергетический обмен. Назвать и коротко охарактеризовать этапы (где происходит, какие идут процессы, сколько энергии запасается на каждом этапе)

  2. Рассказать об основных гипотезах происхождения жизни на Земле (биохимической эволюции или гипотеза Опарина – Холдейна ; панспермии) и современных представлениях.

  3. Задача на группы крови. Существуют три аллели групп крови: IAIBIо.

I группа - Iо Iо

II группа - IAIA или IA Iо

III группа - IBIB или IB Iо

IV группа - IAIB